Санация напорного трубопровода под р. Москва.

Впервые в России и Европе уникальный опыт ремонта канализационного трубопровода под руслом р. Москвы диаметром 1.4 метра специалистами Мосводоканала.

Система водоотведения города Москвы – это сложный комплекс инженерных сооружений, состоящий из напорных и самотечных сетей, насосных станций и очистных сооружений. В настоящий момент в эксплуатации у МГУП «Мосводоканал» находится свыше 7000 км канализационных сетей, более 600 км из которых – сети напорной канализации. Особое внимание уделяется дюкерам через различные водные объекты, построенные, как правило, из стальных труб. (Дю?кер — нем. D?ker, напорный трубопровод, сооружаемый при пересечении водоводом реки, канала, дороги и т. п.)

Одним из таких сооружений является дюкер напорного трубопровода диаметром 1400мм от Саввинской насосной станции под р. Москва в районе пешеходного Пушкинского моста.

Саввинская канализационная насосная станция (КНС) расположена в Центральном административном округе по адресу: Саввинская набережная, дом 7, стр.1.

Станция введена в эксплуатацию в 1958 году с проектной производительностью 540 тыс. м3/сутки и обеспечивает перекачку сточных вод от бассейна канализования, охватывающего территорию жилой и промышленной застройки частей Центрального, Северо – западного и Северного округов города Москвы с общей численностью населения более 500 тыс. человек. Сточные воды поступают на станцию по двум подводящим каналам диаметром 2500 и 2600мм и перекачиваются по системе трех напорных трубопроводов в самотечные Юго-западные каналы, берущие начало на правом берегу реки Москва в районе пересечения Титова проезда и Ленинского проспекта. Далее сточные воды транспортируются на Курьяновские очистные сооружения. На сегодняшний момент объем перекачиваемых стоков Саввинской КНС составляет 350 тыс. м3/сутки.

Рассматриваемый участок напорного трубопровода диаметром 1400мм построен в 1958 году, имеет длину 299, 5 п.м., глубину заложения до 6 метров и начинается на левом берегу р. Москва в районе Пушкинского моста (Фрунзенская наб.), проходит под руслом реки Москва и заканчивается на Пушкинской набережной (территория ЦПКиО).

Исходными данными для рассмотрения возможных вариантов санации трубопровода послужило его техническое состояние, определяемое по результатам регулярно проводимой специалистами МГУП «Мосводоканал» технической диагностики с использованием современных инструментальных методов контроля, включая водолазные работы. По результатам диагностики было установлено, что фактическая толщина стенок стального трубопровода достигла 5-6мм.

Специалистами МГУП «Мосводоканал» рассматривались различные варианты реновации напорного водовода. Учитывая территориальное расположение объекта, насыщенность подземного пространства коммуникациями, наличие проезжей части с интенсивным движением и парковой зоны на правом берегу р. Москва, предпочтение отдавалось бестраншейным методам ремонта, которые значительно уменьшают объем земляных работ и не приводят к перекрытию судоходного русла реки Москвы, как в случае с традиционным способом прокладки дюкеров.

В итоге за основу было принято проектное решение, предусматривающее санацию дюкера методом «полимерного рукава».

Данный метод является одним из наиболее перспективных на сегодняшний день способов восстановления самотечных и напорных трубопроводов.

Сущность метода — это введение в старый трубопровод «полимерного рукава» выполненного из мягкого материала, пропитанного тем или иным видом смолы, с последующим отвердением пропиточной композиции. При данной технологии практически отсутствует ограничение по диаметру санируемого трубопровода, т.е. восстанавливать можно трубопроводы диаметром от 150 до 3000 миллиметров. При этом длина санируемого трубопровода может доходить до 500 метров. Главным преимуществом метода является практически полное сохранение «живого», рабочего сечения трубопровода, что минимизирует потери пропускной способности.

«Полимерный рукав» состоит из одного или нескольких слоев полиэфирного фетра, которые сшиваются в рукав и спаиваются между собой. Внутренний слой представляет собой более плотный фетр ламинированный специальным защитным покрытием. При этом внутренняя поверхность приобретает водоотталкивающие свойства. Толщина «полимерного рукава» рассчитывается в соответствии с глубиной заложения трубы, степенью внешней нагрузки и технического состояния существующего трубопровода. В цифровом выражении толщина стенки «полимерного рукава» может составлять от 6 до 50 миллиметров.

Каждый «полимерный рукав» сшивается непосредственно для восстанавливаемого участка.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка желательна.