С воды как на ладони

Солнечные сентябрьские дни дают москвичам и гостям столицы последний в этом году шанс насладиться красотами Белокаменной с борта теплохода. Набережные Москвы – это удивительная каменная летопись истории и архитектуры древнего города, достойная самого тщательного изучения.

Солнечные сентябрьские дни дают москвичам и гостям столицы последний в этом году шанс насладиться красотами Белокаменной с борта теплохода. Набережные Москвы – это удивительная каменная летопись истории и архитектуры древнего города, достойная самого тщательного изучения.

Туроператоры обычно называют теплоходные экскурсии по Москве-реке однодневными, но на самом деле такой мини-круиз длится максимум два часа. И, как показывает практика, этого времени вполне достаточно для первого знакомства с главной водной артерией столицы и ее каменными одеждами – набережными.

Начинать свое водное путешествие можно, например, на Воробьевых горах, у площади Киевского вокзала, на Софийской набережной. Особого значения пункт отбытия не имеет, так как все экскурсионные теплоходы следуют по одинаковому маршруту, и с их бортов открывается вид на одни и те же достопримечательности. Вопрос лишь в том, что за чем следует и насколько вы любите крутить головой для того, чтобы увидеть как можно больше.

Предположим, наш теплоход отправляется в архитектурное путешествие с Софийской набережной (причал расположен напротив старого здания Английского посольства). В этом случае нам в первую очередь предстоит увидеть Кремль. Нужно ли в очередной раз говорить о том, что знаменитая цитадель прекрасно смотрится с Москвы-реки? Древние зодчие проектировали Кремль именно с расчетом на водную гладь, в которой крепость отражается как в зеркале, и этот прекрасный вид не могут исказить никакие соседние постройки. А окружение у «сердца Москвы» более чем пестрое. С одной стороны – храм Христа Спасителя, с другой – мрачноватый комплекс Дома правительства (более известный как Дом на набережной), в последние годы увенчанный эмблемой «Мерседес», и кирпичные корпуса кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Пречистенскую и Берсеневскую набережные соединяет молодой Патриарший мост – трехпролетное сооружение, украшенное ажурной оградой и эффектными фонарями.

Низкоэтажная и довольно невзрачная застройка чередуется с грандиозными сооружениями, и над всем этим витает пьянящий аромат шоколада… Набережные Москвы в советское время сильно пострадали от гнета идеологии: большевики хотели украсить водную артерию столицы знаковыми объектами развитого коммунизма, но до планомерного воплощения этих планов в жизнь дело так и не дошло. С одной стороны, это позволило сохранить целый ряд уникальных памятников архитектуры, с другой – сделало некоторые набережные собранием чуждых друг другу зданий, которые вместе не в состоянии образовать эффектный водный фасад Москвы. Нельзя сказать, что нынешние власти города этого не понимают. Наоборот, уже принято решение о том, что в первом полугодии 2007 года город подготовит и примет целевую среднесрочную программу комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных Москвы-реки. Ну, а пока речным туристам остается любоваться отдельными памятниками, коих все же немало.

Продолжая наше плавание, мы видим перед собой один из самых красивых московских мостов – Крымский. Это единственный настоящий висячий мост в городе. Мощные, тяжелые цепи с круглыми подвесками, укрепленные на четырех отдельно стоящих пилонах, создают неповторимый образ, без которого Москву уже невозможно представить. У многих экскурсантов возникает закономерный вопрос, почему мост называется Крымским. У историков на этот счет нет единого мнения, но большинство из них склоняются к версии о том, что здесь с незапамятных времен располагался брод через Москву-реку, который получил название Крымский после того, как на правом берегу обосновался двор крымского хана.

А вот почти вплотную прилегающее к мосту здание Центрального дома художника назвать удачным архитектурным объектом, к сожалению, никак нельзя. Безликий и скучный бетонный объем уже много лет пытаются реконструировать, но пока до конкретных проектов дело так и не дошло. Напротив же ЦДХ расположено лаконичное, но эффектное здание Московского международного банка, возведенное по проекту архитектурного бюро «Остоженка» и много лет заслуженно считающееся самой лучшей современной столичной постройкой.

Дальше с воды прекрасно виден Центральный парк культуры, плавно перетекающий в Нескучный сад. О столетней истории последнего напоминают старые беседки, украшающие набережную. Это место уединенных прогулок, особенно приятных теплой золотой осенью. Фрунзенская набережная, застроенная образцово-показательными сталинскими зданиями, и реконструированный Андреевский мост, накрытый стеклянной «треуголкой», – следующие открывающиеся взору достопримечательности. А тут уже на подходе и Воробьевы горы со шпилем Московского университета, и ухоженная территория Лужников с широкополой круглой «шляпой» Дворца спорта, и Новодевичий монастырь.

Теплоход продолжает свое движение, и мы видим площадь Киевского вокзала, внушительный объем гостиницы «Рэдиссон-Славянская» и полукруглый сталинский дом напротив, фонтан «Площадь Европы», подсвечивающийся в темное время суток, чуть дальше – отреставрированный Бородинский мост, соединяющий Смоленскую площадь и Большую Дорогомиловскую улицу. Он был построен в 1909–1912 годах к 100-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

Прямо по курсу еще одна сталинская высотка – гостиница «Украина». Она была построена в 1949–1955 годах по проекту архитектора Аркадия Мордвинова. В здании гостиницы, высота которого со шпилем достигает 206 метров, расположены 34 надземных и 3 подземных этажа. Кстати, на момент своего открытия в 1957 году гостиница «Украина» была признана крупнейшей не только в СССР, но и на всем европейском континенте. Но для нас важнее, что «Украина», бесспорно, самая эффектная и красивая из всех сталинских высоток. Тому есть несколько объективных причин. Во-первых, выигрышное расположение – здание занимает важное в градостроительном отношении место в излучине Москвы-реки, напротив Белого дома. Своим главным фасадом оно обращено к реке и центру города, а его ярусный силуэт замыкает перспективу Нового Арбата. Во-вторых, Мордвинов в процессе проектирования «Украины» разработал специальную систему пропорционирования фасада, что выгодно отличает ее от слишком тяжеловесного МИДа или чересчур «худосочной» гостиницы «Ленинград».

У Белого Дома (Дома правительства РФ) наш теплоход делает разворот, и у экскурсантов есть возможность полюбоваться красотами Лужнецкой набережной и еще раз охватить взором наиболее запомнившиеся им виды.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка желательна.