Москва вчера, сегодня, завтра

За прошедший год произошли заметные улучшения по ряду вопросов городской жизни, некоторые из которых не решались годами. В городе состоялись широкие общественные слушания по каждой из 18 тематических городских программ, которые сейчас утверждаются правительством Москвы и закладываются в основу проекта бюджета на 2012 — 2014 гг. Детальное обсуждение с жителями проблем и задач развития города состоялось и в ходе подготовки Московской народной программы «Москва для жизни, для людей», представленной мэром Сергеем Семеновичем Собяниным на конференции московского отделения «Единой России» в сентябре.

 

Отличительная черта городской политики сегодня — это нацеленность на решение конкретных проблем жизни граждан. Прошедший год показал, что при рачительном использовании бюджетных средств на насущные потребности людей возможно без дополнительных финансовых вливаний решить широкий круг «повседневных» вопросов — начиная от благоустройства дворов и парков и заканчивая улучшением работы и комфортности общественного транспорта.

 

 

Выступая в Мосгордуме с отчетом за год работы правительства, мэр сформулировал главный идеологический принцип, по которому строится политика столичного правительства, он очень простой: Москва — город для жизни, для людей. По этому принципу строилась работа в текущем году, им будем руководствоваться и в дальнейшем.

 

Мы уже видим результаты и строим масштабные планы на будущее. В такие моменты стоит немного оглянуться назад, проанализировать, что хорошего было в прошлом, какой опыт можно учесть, а от чего стоит отказаться.

 

ВЧЕРА. ЯРКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НАКОПЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

В каждый период времени перед городскими властями стояли свои задачи, которые требовали решения. Пятнадцать — двадцать лет назад главным вопросом было строительство жилья. Московские строители за два десятка лет построили более 90 млн. квадратных метров жилья — это треть всего имеющегося в городе жилого фонда. В 90-х было не до строительства социальной инфраструктуры. Напротив, детские сады и спортивные клубы даже закрывались. Но потом остро встал вопрос нехватки социальной инфраструктуры и началось ее массовое строительство. Несколько лет подряд выполнялась программа ввода 100 новых детских садов в год, за 20 лет было построено 760 садиков, 460 школ и 60 блоков начальных классов, 100 физкультурно-оздоровительных комплексов. Но, несмотря на такие масштабы, и сегодня городу не хватает детских садов и спортивных объектов шаговой доступности. Они по-прежнему будут строиться массово.

 

 

За 20 лет было построено, отреставрировано и реконструировано множество объектов, которые сегодня составляют славу и гордость столицы, любимы москвичами и туристами.

 

Это восстановленные и отреставрированные памятники истории и культуры: храм Христа Спасителя, Казанский собор и Воскресенские ворота с Иверской часовней на Красной площади, Красное крыльцо Грановитой палаты, Гостиный Двор, музей-заповедник «Царицыно», Петровский путевой дворец, Марфо-Мариинская обитель.

 

Это музеи и выставочные залы: комплекс Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дарвиновский музей, новое здание Третьяковской галереи, восстановленный Манеж и реконструированное здание Малого Манежа, Мемориальный музей космонавтики, «Мультимедийный комплекс актуальных искусств» («Московский дом фотографии»).

 

Это театры «Новая опера» в саду «Эрмитаж», «Школа драматического искусства» на Сретенке, театр «Ет cetera», Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, театр «Мастерская П. Н. Фоменко», Международный Дом музыки на Красных Холмах, новая сцена Большого театра.

 

Интересными объектами, которые неизменно привлекают внимание горожан и туристов, стали пешеходные мосты: «Багратион», Андреевский мост, мост Б. Хмельницкого, мост с территории Золотого острова к храму Христа Спасителя.

 

Велось и транспортное строительство. Так, было завершено возведение Лефотовских тоннелей и открыто безостановочное движение по всему третьему транспортному кольцу, построены уникальные тоннели в Серебряном Бору и новая современная трасса — Звенигородский проспект, проведена полная реконструкция МКАД, Ленинградского проспекта, Крестовского путепровода, Варшавского шоссе, расширено Дмитровское. Впервые в истории Москвы за МКАД вышло метро — легкая наземная линия протянулась из Аннино в Бутово.

 

Столичным строителям есть чем гордиться. Однако в городе стали накапливаться и проблемы, в том числе связанные и с масштабным строительством. Одной из главных стала проблема транспорта. Лавинообразный рост парка личного автотранспорта, который не был предсказан ни одним из экспертов, заставил совершенно по-новому посмотреть на вопросы организации движения и транспортного строительства.

 

К началу 2010-х стало очевидно, что необходимы коренные, решительные изменения в ряде вопросов городской жизни. И эти изменения были сделаны мэром Москвы Сергеем Собяниным.

 

 

На первый план в городской политике вышли проблемы, непосредственно связанные с повседневной жизнью москвичей, — вопросы благоустройства микросреды, непосредственного окружения, с которым мы сталкиваемся каждый день и от которого во многом зависит наше восприятие города в целом. В 2011 году выделены невиданные ранее средства на благоустройство дворов и подъездов, на замену лифтов. Реализуется масштабная программа развития парков — огромного рекреационного ресурса города, потенциал которого ранее был явно учтен недостаточно.

 

Возобновлена программа сноса ветхих пятиэтажек первого периода индустриального домостроения, которая будет завершена до 2014 года.

 

Но, пожалуй, главный вопрос, перспективы решения которого москвичи сегодня связывают с именем мэра Собянина, — это транспорт. О серьезности намерений говорят уже цифры бюджетного финансирования этой сферы. В конце лета правительством Москвы была утверждена комплексная Программа развития транспортной системы города, согласно которой в 2012 — 2016 годах планируется потратить 2,2 трлн. рублей, из которых 1,3 трлн. — на дорожное строительство и развитие метро. Кроме того, в программу включено развитие наземного общественного транспорта, организация парковой, создание интеллектуальной транспортной системы, которая будет автоматически управлять светофорами и регулировать потоки транспорта, а также вывод из города грузового транспорта, развитие водного такси, железнодорожного транспорта и строительство автовокзалов. Пожалуй, впервые в истории Москвы транспортная система рассматривается настолько комплексно, с учетом всех возможных направлений и вариантов решения проблемы.

 

Мы не скрываем — и Сергей Семенович Собянин озвучил это на своей пресс-конференции перед журналистами 20 сентября — транспортная ситуация в городе уже стала коллапсом. И единственный выход из нее — развивать общественный транспорт. Именно на это будут направлены основные усилия правительства Москвы в ближайшие годы.

 

 

Одно из ключевых направлений транспортной программы — строительство метро. Можно смело сказать, что в 2011 году Московский метрополитен пережил второе рождение: мэром было принято принципиальное решение в разы(!) увеличить темпы его строительства. И не просто принято решение, но и найдено финансирование. Только в 2011 году на строительство метро выделяется 50 млрд., а на 2012 — 2016 годы — 465 млрд. руб.  И такие масштабы финансирования оправданны, потому что метрополитен всегда был и остается тем видом общественного транспорта, который жители и гости столицы предпочитают всем остальным и который даже в часы пик гарантирует, что вы достигнете нужного вам места города за определенное время.

 

Сергеем Семеновичем Собяниным поставлена задача за пять лет построить 75 км новых линий. Сегодня протяженность метро составляет примерно 300 километров, которые построены с 1931 года. То есть в течение 80 лет в среднем наращивали по 3,75 километра в год. А теперь должны строить 15 километров в год! Уже существуют планы по удвоению протяженности метрополитена за двадцать лет.

 

Строительные мощности у Москвы есть. Современная горнопроходческая техника позволяет за месяц пройти под землей 400 метров. Не хватало главного — волевого политического решения и средств. Теперь есть и это. Силы проходчиков, проектировщиков, геологов, машиностроителей — всех, кто связан с метро, — увеличиваются в три раза.

 

Метро — то самое звено, которое поможет вытянуть цепь дорожных проблем. У нас самое красивое в мире метро было и осталось, в него водят иностранных туристов, как прежде в советской Москве. Но мы резко отстали от других мегаполисов по числу станций, линий и их протяженности, по комфорту для пассажиров. В Париже, например, на многих линиях станции расположены очень близко друг к другу, как на нашей первой линии от «Сокольников» до «Парка культуры». Но, кроме того, там можно сесть в поезда экспресс-линий с редкими остановками и быстро попасть в пригороды. У нас нет подобных скоростных дорог. Но они будут. Есть планы прокладки экспресс-линий с длинными перегонами к окраинам и городам в Подмосковье.

 

Доказательством того, что все озвученные планы — не фантастика, а вполне достижимые вещи, является то, что уже в этом году откроются три станции на юге города: «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово».

 

В будущем году на границе между Москвой и областью откроется станция «Новокосино». Этой станцией смогут воспользоваться и москвичи, живущие в Новокосине, и жители подмосковных городов — Реутова, Железнодорожного, Люберец.

 

Получают определенность уже и более отдаленные планы. Например, перегон между станциями «Авиамоторная» и «Люберецкие поля», проходящий через район Кожухово, протяженностью почти 20 километров планируется ввести  в эксплуатацию в 2015 году.

 

 

Надо особо отметить, что за конкретными вопросами благоустройства территорий, транспортного строительства не забыты и духовные ценности, которые имеют и будут иметь значение на века.

 

Особое внимание уделяется мэром Москвы сохранению культурного наследия города, реставрации и реконструкции памятников. Принято принципиальное решение резко сократить строительство в центре столицы — и не только для облегчения транспортной ситуации, но и для сохранения неповторимой атмосферы старого города, историко-архитектурного пространства.

 

В этом году реставрационно-восстановительные работы ведутся на многих объектах культурного наследия, но, пожалуй, главным стало завершение реконструкции Большого театра. 28 октября после шести лет реконструкции театр вновь открывается для зрителей, и это, несомненно, событие года. Кроме бережной реставрации исторического здания, театр получил современное сценическое оборудование и дополнительные площади, необходимые труппе. А восстановленную акустику главного зала уже по достоинству оценили и артисты, и специалисты ЮНЕСКО, специально приезжавшие в Москву с инспекцией.

 

 

Кроме Большого, в этом году завершена реконструкция главного зала Московской консерватории им. П. И. Чайковского, ведутся работы и на других памятниках истории и культуры.

 

Начата в 2011 году еще одна программа, о которой хочется сказать особо — речь идет о строительстве в Москве 200 православных храмов. Программа эта символическая — это восстановление былой славы златоглавой Москвы. Ведь в старину в столице действовало свыше 750 православных храмов, не считая сотен часовен, — больше, чем в любом другом городе Российской империи. И она больше всех пострадала, когда началась беспощадная война с религией, монастырями и церквями. Невзирая на древность, историческое значение и уникальность архитектуры, церкви разрушались. Перед войной и после нее сломано более половины всего, что было в Москве.

 

За минувшие 20 лет почти все закрытые, обезглавленные и оскверненные храмы правительство города капитально отремонтировало, восстановило. Открыты все сохранившиеся монастыри. Но все они находятся в пределах исторического центра. А в новых районах в границах МКАД и за ее пределами, где живут миллионы москвичей, нет иногда ни одной церкви.

 

2011 год — исторический для столицы и Русской православной церкви. По совместной программе Патриархии и правительства Москвы начались активные конкретные работы. Создан Попечительский совет во главе с патриархом Кириллом и мэром Москвы. Уже определены адреса всех 200 храмов. Строиться они будут не за счет бюджета, а на пожертвования православных христиан. Храмы появятся как на известных магистралях, таких как Ленинградское шоссе, проспект Вернадского, Варшавское шоссе, шоссе Энтузиастов, так и в гуще жилых кварталов.

 

На семи площадках уже развернуты активные строительные работы. Первая церковь — во имя Мефодия и Кирилла — заложена на Дубровке в память о погибших заложниках «Норд-Оста». Она будет высотой 32 метра, как восьмиэтажный дом, и вместит свыше пятисот верующих. Всего в этом году начнем строить 18 храмов. Все они не только послужат верующим, но и украсят застройку районов, заполненных типовыми домами.

 

Будут воссоздаваться и древние храмы, разрушенные в годы войны с религией. Строится на прежнем месте храм на Преображенской площади. Намечено в ближайшее время восстановить церковь Благовещения в Бережках на Ростовской набережной.

 

 

В этом году принято поистине историческое решение о расширении границ Москвы. Эта идея давно витала в воздухе, о ней говорили и профессионалы — градостроители, архитекторы, о ней думали и представители власти, но никому не удавалось решить вопрос. В прежних границах город задыхался. Большинство столичных проблем было связано именно с теснотой. Еще в период обсуждения Генерального плана развития Москвы до 2025 года специалисты говорили, что решение проблем большого города лежит за его пределами.

 

 

Этим летом при поддержке Президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина мэр Москвы Собянин и губернатор Московской области Громов приняли принципиальное решение. Уверен, этот исторический шаг оценят и современники, и потомки. Мы получили шанс, о котором любой мегаполис может мечтать.

 

Присоединение новых территорий открывает новые возможности для превращения Москвы в город для жизни, для людей. Вывод множества государственных учреждений и появление новых центров административной и деловой активности разгрузят историческую часть Москвы и вернут комфортный жилой и исторический облик «старому центру».

 

Важно понимать, что новые территории не станут обузой городу. Наоборот, за счет них Москва получит новые перспективы развития, приток инвестиций даст дополнительные доходы, обеспечит стабильность поступлений в бюджет.

 

Будут созданы дополнительные зоны приложения активности инвесторов и бизнеса, благодаря которым Москва продолжит экономический рост. Сегодня у нас фактически только один современный деловой квартал — это строящийся комплекс «Москва-Сити», который будет полностью готов в 2015 году, — около 4 миллионов площадей, удовлетворяющих самым последним бизнес-требованиям. Но для того чтобы Москва стала полноправным международным финансовым центром, этого мало. Надо развивать инфраструктуру, возводить дополнительные деловые кварталы. Это и перспектива развития столицы, и снятие нагрузки с исторического центра города, его радиально-кольцевой структуры, когда каждый день миллионы людей устремляются на работу в центр, а вечером — обратно к окраинам и за МКАД.

 

За счет формирования новых центров деловой, экономической, образовательной и культурно-досуговой активности постепенно снизится транспортная нагрузка на город.

 

Правительство Москвы гарантирует жителям не только сохранность «зеленых легких» столицы, но и создание нескольких новых природных парков.

 

Новые возможности и захватывающие перспективы связаны и с большой ответственностью. Здесь не должно быть и не будет спешки. Будет учтен весь накопленный опыт градостроительства, со всеми его достижениями и недостатками. Все лучшее, передовое — технологии, методы планировки и строительства — будет развиваться. Все просчеты, которых тоже накоплено в столице немало, будут проанализированы и сделано все, чтобы минимизировать риски будущего развития еще на этапе планирования застройки территории.

 

Правительство города уже объявило о проведении международного конкурса, в котором примут участие архитекторы со всего мира. Они предложат концепции, идеи развития Большой Москвы, которые затем будут учтены при развитии столицы — не только на новой территории, но для всего города в целом.

 

Наша задача — сохранить и приумножить красоту столицы, сделать Большую Москву более комфортной и удобной для жителей, привлекательной для туристов. Мы должны верить, что Москва, как пелось в известной песне, лучший город не только России, но один из красивейших, современных и привлекательных городов мира.

 



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка желательна.