Кремлёвская транспортная дамба

Казанская Кремлёвская транспортная дамба

Кремлёвская транспортная дамба (прежние названия: Кизическая дамба, Ленинская дамба) — гидротехническое инженерно-транспортное сооружение в черте города Казани, соединяющее правый и левый берега реки Казанки возле Казанского кремля. В состав транспортной дамбы, часто именуемой по прежнему названию (Ленинская дамба) или сокращённо (Кремлёвская дамба), входит собственно сама дамба, по которой проложена проезжая часть улицы Декабристов, а также Кремлёвский (Ленинский) мост через русло Казанки.

Кремлёвская транспортная дамба одна из важнейших транспортных артерий города, связывающая Вахитовский и Московский районы Казани. Её пропускная способность составляет порядка 3,5 тыс. автомобилей в час.

В настоящее время идёт реконструкция дамбы, предусматривающая строительство многоуровневой транспортной развязки, и чтобы не допустить транспортного коллапса в мае-июне 2012 года была сооружена временная объездная дамба с мостом, выходящая к ресторану «Парус», между Казанским цирком и Центральным стадионом.

 

История Кремлёвской транспортной дамбы

До конца XIX века Кизическая и Козья слободы связывались с посадом посредством плавучего моста, перекинутого через русло реки Казанка.Случившийся в начале 1890-х годов неурожай вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань. Для помощи голодающим были организованы так называемые «общественные работы». В число таких работ вошло строительство Кизической дамбы с мостом, именуемой также Хижицкой, из-за того, что Хижицами в простонародье называлось место, прилегающее к Кизическому монастырю и Кизической слободе. При этом, правительство выделило для строительства 43 тысячи рублей, а недостававшие 10 тысяч рублей ассигновал город. После окончания строительства дамбы город получил постоянный мост через Казанку у кремля.

Мост Кизической дамбы в Казани

Мост Кизической (Хижицкой) дамбы

В 1915 году дамба была расширена, здесь работали пленные Первой мировой войны (в основном австрийцы и венгры). После расширения Хижицкой дамбы проезжую часть оградили.

В советское время дамба стала именоваться Ленинской.
Весной 1926 года рекордно высокое весеннее наводнение почти полностью размыло Ленинскую дамбу, разрушив мост. Однако вскоре она была восстановлена, а с 1 сентября 1926 года по ней начали ходить автобусы. До середины 1950-х годов левый и правый берега Казанки в районе Ленинской дамбы соединял деревянный мост.

В связи со строительством Жигулевской ГЭС и возникновением Куйбышевского водохранилища, русло реки Казанка в черте города существенно изменилось, что потребовало строительства более современных инженерных защитных гидротехнических сооружений. Поэтому, в 1950-х годах рядом со старой дамбой была возведена новая (часть старой дамбы сохранялась в виде уступа с западной стороны новой дамбы). Кроме того, в указанные годы деревянный мост на Ленинской дамбе был заменён на железо-бетонный с капитальными опорами.

Остатки старой дамбы, построенной в конце XIX века до сих пор можно увидеть чуть левее от проезжей части улицы Декабристов. В настоящий момент на ней расположены сооружения МУП «Казметрострой».

В постсоветский период официальным названием стало «Кремлёвская транспортная дамба», а «Кремлёвской дамбой» была названа дамба у кремля, между Адмиралтейской транспортной (бывшей Кировской) и Федосеевской дамбами. Несмотря на смену названий, в прессе и официальных документах до сих пор часто употребимо обозначение «Ленинская дамба».

 

Расположение Кремлёвской транспортной дамбы

Дамба проложена по территории Кировского и Московского районов города Казани. Мост через реку Казанка частично находится на территории Вахитовского района города Казани. Таким образом Кремлевская дамба соединяет между собой улицы Декабристов и Батурина, Кремлевская набережная, Баумана, а также площадь Тысячелетия (бывш. Ярмарочная площадь), связывая зареченскую часть города с его историческим центром.

 

Транспорт Кремлёвской транспортной дамбы

По дамбе проложено большое количество автобусных и троллейбусных маршрутов, а ранее также была и трамвайная линия[9]
В 1926 году по Хижицкой дамбе и далее по Поперечно-Кизической улице (ныне улица Декабристов) до слободы Восстания был пущен первый в городе автобусный маршрут. В дальнейшем количество маршрутов автобусов и маршрутных такси на дамбе возросло до нескольких десятков, но после реформы 2007 года количество автобусных маршрутов, следовавших по дамбе уменьшилось в разы.

В 1933 году по Ленинской дамбе и далее по улице Декабристов была проложена трамвайная линия маршрута № 9, в 1937 году связавшего центр города с удалённым посёлком Караваево с вновь сооруженным авиазаводом имени Орджоникидзе (ныне КАПО имени Горбунова). На этой линии позже также действовали маршруты: № 14 в 1980—2009 годах, встречные кольцевые № 20,21 в 1999—2008 годах (до ликвидации трамвайной линии в центре Казани) и № 19 в 2008—2009 годах.

Летом-осенью 2010 года трамвайные пути с Кремлёвской дамбы и начала улицы Декабристов были демонтированы, при этом маршрут № 9 стал ходить в центр по новой линии через Кировский район и Адмиралтейскую дамбу.

В 1948 году также из центра города до авиазавода через Ленинскую дамбу была проложена первая в городе троллейбусная линия с маршрутом № 1. Затем по этой линии также пошли другие маршруты: встречные кольцевые № 4а и 4б с 1960 г., ставшие № 10 и 4 с 1990 г.; односторонний кольцевой № 17 с 2002 г., № 19 в 2007—2008 гг.

С декабря 2010 года в нескольких метрах от южного берега дамбы на глубине до 30 метров действует Центральная линия Казанского метрополитена.

 

Реконструкции и аварийные ситуации Кремлёвской транспортной дамбы

Кремлёвская дамба в настоящий момент находится в предаварийном состоянии. Мост через Казанку с 1950-х годов неоднократно давал трещины и частично обрушался (мелкими элементами), но восстанавливался.

Реконструкция Кремлёвской транспортной дамбы

Реконструкция Кремлёвской (Ленинской) транспортной дамбы (июль 2012 г.)

Реконструкция Кремлёвской (Ленинской) транспортной дамбы (июль 2012 г.)
В начале 2000-х годов Ленинская дамба была частично реконструирована, в результате чего проезжая часть, ведущая в Московский район Казани, была расширена с двух до трех полос.

Трамвайная линия на дамбе была демонтирована в 2010 году, что позволило увеличить количество полос для движения транспорта в обоих направлениях. До этого в часы пик большое количество автомобилистов, грубо нарушая правила дорожного движения и создавая аварийные ситуации вплоть до ДТП со смертельными исходами, ездило даже по встречным трамвайным путям.

 

Старый мост в начале реконструкции

В 2012—2013 годах планируется полная реконструкция Кремлёвской (Ленинской) дамбы, превратив её в крупнейшую многоуровневую транспортную развязку с обеспечением бесперебойного транспортного движения.Воплощение данных планов началось в мае 2011 года. Со стороны Казанского Кремля уже намыт песок и всё готово для установки первых опоры. В конце июня 2012 года движение по Кремлёвской дамбе было приостановлено, а для транспорта был предложен объездной маршрут через специально построенный обводной мост.

 

Интересные факты

В первый год существования городская газета «Вечерняя Казань» опубликовала 1 апреля большую статью с фотомонтажным снимком о проведённой реконструкции Ленинского моста на дамбе в результате которой он якобы стал разводным в целях обеспечения судоходства до пассажирского речного вокзала, якобы подлежащего переносу в район площади Свободы. В оглашённое в статье время (полдень следующего дня) вокруг моста собралось несколько десятков горожан, чтобы наблюдать объявленное газетой пробное разведение подъёмных пролётов моста.

Временная объездная дорога Кремлёвской транспортной дамбы

Временная объездная дорога на время сноса старого моста

В 2008—2010 гг. в ночное время на дамбе нередко происходили незаконные гонки стритрейсеров, которые позже переместились на улицу ТЭЦевская.

Вдоль северного берега дамбы находится полоса песка, которая используется некоторыми горожанами как дикий пляж.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка желательна.