Глазковский мост

Вид с бульвара Гагарина на Глазковский мост

Глазковский мост (до 2011 года носил неофициальное название Старый Ангарский мост) — мост через реку Ангара в Иркутске, соединяющий Правобережный и Свердловский округ города. Построен в 1931 — 1936 годах по проекту инженера П. Н. Поликарпова и архитектора И. А. Француза как памятник Ленину. На правом берегу Ангары мост имеет съезд на улицу Чкалова, на левом — на улицы Иркутная, Джамбула, Маяковского и Челнокова.Общая длина моста — 1245 м. Он опирается на 5 речных и 32 береговые опоры. Мост четырехпролетный железобетонный, длина центральных пролетов — 80 м, крайних — 70 м. Ширина — 18 метров. Движение транспорта четырехполосное, в т.ч. двухпутное трамвайное, с двух сторон имеются пешеходные тротуары. В комплекс строения моста также входит путепровод через рельсы железной дороги, две эстакады и четыре съезда.


 

История Глазковского моста

Переправа через Ангару к селению Глазково, откуда шли торговые дороги — Московский и Кругобайкальский тракты — была очень важна для иркутян. Первоначально переправой через реку служил Троицкий перевоз — на карбасах, пересекавших реку за полчаса. Зимой переправа осуществлялась по льду, а в период замерзания и вскрытия реки от льда становилась невозможной. В 1857 г. предприниматель Либгарт установил на реке «самолет» — так назвался паром, приводимый в движение сильным течением реки. Переправа на таком «самолете» занимала четыре минуты.

В 1891 году городская дума приняла решение о строительстве постоянного понтонного моста через Ангару. Проект составил городской архитектор В. А. Рассушин. Мост размещался на 16 понтонах, перекрытых деревянным настилом. 24 июня 1891 года на торжественной церемонии мост открыл цесаревич Николай, возвращавшийся из кругосветного путешествия, отчего мост прозвали Николаевским. Проезд по переправе был платным и мог производиться одновременно только в одном направлении. Мост был разводным, обеспечивая проход судов по Ангаре, причем неоднократно случались поломки моста судами. В целом, с несколькими перестройками, мост прослужил 45 лет. По сей день ниже Глазковского моста можно видеть остатки его конструкций.

 

Строительство Глазковского моста

Впервые идея строительства постоянного моста через Ангару обсуждалась Иркутской думой в 1906 г. Когда через несколько лет проект был готов, он был оценен в 2,3 миллиона рублей[3]. Однако его реализации помешали Первая мировая война, Революция и Гражданская война. В 1924 г., в год смерти Ленина, иркутяне начали сбор средств на увековечивание его памяти. Однако после известного письма Крупской, опубликованного в газете «Правда», было решено собранные средства направить на строительство моста, при этом мост считать памятником Ленину. Сбор средств продолжился и в последующие годы.

Иркутский горсовет включил возведение моста в план благоустройства города на 1927-1931 гг. Однако фактически, из-за недостатка средств, к работам приступили в 1931 г. На берегах реки были построены два бетонных завода, лесопилки, компрессорные подстанции и другие необходимые мощности, а также городок строителей. Кессоны трех речных опор строились на берегу и транспортировались на место монтажа плавучими кранами. Опоры изготовлены из бетона, и облицованы байкальским гранитом из поселка Маритуй.

До 1935 года строительство шло медленно — сказывался недостаток материальных ресурсов, недостаток специалистов, перебои в проектной документации. Работы также осложняла большая глубина и быстрое течение реки, суровые зимы и сложная ледовая обстановка. В период с 1931 по 1935 годы были возведены только опоры. В 1935 г. строительство было передано Мостотресту, и получило государственное финансирование. Начальником строительства был назначен Н.А. Холин. Темпы значительно ускорились — началось возведение арок с помощю деревянных кружал (шаблонов), изготовлявшихся на берегу, а затем в целом виде транспортируемых к месту строительства, где они заливались бетоном. К весне 1936 г. было завершено возведение пролетов, и началось обустройство проезжей части и тротуаров. Торжественное открытие моста состоялось 15 ноября 1936 года.

 

Эксплуатация Глазковского моста

Первоначально мост был открыт для пешеходного и двухполосного автомобильного движения. Также был проложен узкоколейный путь для нужд Иркутского завода тяжелого машиностроения, с расчетом на железнодорожную платформу массой до 80 т. В 1947 г. проложена и запущена линия трамвая, в начале однопутная, а с 1949 г. — двухпутная. С 1955 г. разрешено движение автомобилей по мосту в четыре полосы, что дополнительно увеличило нагрузку на его конструкции. В 1979 году по конструкциям моста проложена теплотрасса от Ново-Иркутской ТЭЦ, что увеличило нагрузку на 2 т. на каждый погонный метр моста. В 1995 году узкоколейная дорога была разобрана,а также произведена реконструкция трамвайных путей.

С момента своего открытия мост подвергался только текущему ремонту. По мнению специалистов, необходим капитальный ремонт моста, особенно его металлических конструкций. Проект реконструкции готов, однако дата начала работ неизвестна.

С 2011 г. мост официально носит название Глазковского. Также в обиходе широко используются названия Старый мост и Ангарский мост.

 

Интересный факт Глазковского моста

На крайних речных опорах моста стоят четыре пилона, возвышающихся над мостом. Их планировалось украсить скульптурами рабочего, колхозника, партизана и пограничника, однако по каким-то причинам проект не был воплощен.



Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.



При копировании или цитировании материалов с сайта активная индексируемая ссылка желательна.